Как вы знаете, мы в Welltory применяем методы кардиоинтервалографии для анализа вариабельности сердечного ритма, активности симпатического и парасимпатического отдела нервной системы, выявления физического и ментального стресса и запаса энергии человека.

Недавно, совершенно случайно, мы обратили внимание на то, как выглядит график нагрузки на наших серверах и насколько он похож на график вариабельности сердечного ритма.

Рисунок 1. График задержки HDD (rotational latency / rotational delay)


Рисунок 2. RR интервалы

Что такое кардиоинтервалография?

Это метод анализа данных о временных промежутках между ударами сердца, которые называются RR-интервалами. Вот так это выглядит на классической ЭКГ:

Есть такой великий человек, Баевский, Роман Маркович — доктор медицинских наук, профессор, сотрудник РАН, один из основоположников космической кардиологии, Заслуженный деятель науки Российской Федерации (2003). Ему поставили задачу — научиться дистанционно определять состояние космонавтов, чтобы знать, в какой момент пора перехватывать управление ракетой, на случай, если им там стало плохо. Из этой задачи и появилась кардиоинтервалография, поскольку по ходу дела по этим данным научились определять довольно много всего.

Обойдем все специфические медицинские термины и объясним простыми словами: вариабельность сердечного ритма (ВСР) — это язык, на котором разговаривает наше сердце. А кардиоинтервалограмма, которая оценивает ВСР — это карта, на которой отражено состояние нашей нервной вегетативной системы. Этот показатель вполне может объяснить нам, работает ли наш организм на износ, не успевая восстанавливать запас энергии или он успешно адаптируется к нагрузке, которой мы его ежедневно награждаем.

На первый взгляд может показаться, что наше сердце бьется равномерно, но это не так. В сердце, как в высокотехнологичном гаджете, встроен “чувствительный датчик” — водитель ритма, который регулирует какую порцию крови и когда необходимо предоставить нашему организму. Этот механизм управляется мозгом, который сканирует состояние нашего тела, оценивая его потребности. Поэтому этот показатель и называется вариабельностью. И именно он может рассказать нам в каком состоянии находится наша нервная система.


Что мы сделали дальше?

Попросили друзей прислать их данные о нагрузках серверов, они выглядят примерно так же.

А дальше мы сделали простую вещь — применили наши алгоритмы оценки запаса жизненных сил, которые мы используем для людей — к серверам. И что вы думаете?


С точностью до 5% мы научились вычислять износ HDD дисков.

Но давайте немного подробнее.

Задержка диска (rotational latency) — это то время, которое требуется, чтобы «докрутить» необходимый сектор диска до читающей головки. Подробнее этот процесс описан в Wikipedia.

При сильной фрагментации данных это время скачет. Фрагментация появляется по множеству причин, одна из них — битые сектора. Соответственно, если график задержки чтения с диска в фоновой эксплуатации будет иметь некую явную периодичность (как в человеческой кардиограмме), то состояние диска не кажется нам критичным. Продолжая аналогию — кардиоинтервалы спринтера во время забега и график чтения при работе с большим массивом маленьких файлов будут иметь явную общую черту — увеличение видимых глазу «скачков» (QRS-комплексов) на единицу времени.

Вернёмся от теории к практике. Очистим исходный сигнал от шума (обычная линейная фильтрация Фурье) и представим, что на Рисунке 1 перед нами кардиограмма человека. Составим таблицу соответствия между рассчитанным нами запасом жизненных сил, процентом битых секторов на диске и временем службы диска.

Запас жизненных сил Процент битых секторов Время службы диска
1 80% 3% 2 месяца
2 67% 5% 1,5 года
3 30% 20% 3 года
4 14% 37% 4 года
5 1% 69% 5 лет

Примечание — первый диск из таблицы был куплен с рук у метро, его настоящее время службы под вопросом. Возможно, время службы были скручено.

Планы развития технологии.

  1. Очевидно, что при неравномерном износе дисков в RAID-массиве под вопросов оказывается как производительность (RAID 0), так и отказоустойчивость (RAID 1). Сейчас в наших планах формирование новой спецификации — RAID-RR, в который диски будет изнашиваться одновременно! При использовании такой конфигурации RAID, диски выйдут из строя одновременно и предсказуемо.
  2. Выпуск плагина к Zabbix для отображения графика жизненных сил HDD.
  3. Применение технологии для анализа жизненных сил процессора и видеокарты.

Мы планируем провести более серьёзное изучение найденного феномена и если вам интересно поучаствовать в развитии технологии, отмечайтесь в комментариях к этому посту, мы с вами свяжемся и обсудим, что делать дальше!

Pin It on Pinterest

As you may know, at Welltory we analyse heart rate variability data, the sympathetic and parasympathetic nervous system performance, physical and mental stress and energy levels.

Recently and completely accidentally we have noticed that our server load graph looks very similar to heart rate variability graphs.

Figure 1. HDD rotational latency

25

Figure 2. RR intervals

What is heart rate variability analysis?

Heart rate variability analysis is a method of analysing RR intervals, the intervals between heart beats. This is what they look like on a standard ECG

Roman Markovich Baevsky is a prominent scientist, Doctor of Medicine, Professor, Member of the Russian Academy of Sciences, one of the founders of aerospace cardiology and Honoured Scholar of the Russian Federation (2003). He was tasked to remotely assess astronauts’ health status in order to know when to take control of the rocket if they suddently feel unwell. This is when the heart rate variability analysis method was developed. Scientists were able to detect a lot of things using this method.

Let’s skip the specific medical terminology and explain it in simple terms. Heart rate variability (HRV) is the language that our heart speaks. Heart rate variability data is a map which reflects the condition our autonomic nervous system is in. This index can show quite well whether your body is exhausted and is not able to restore energy or adapted to everyday activities.

At first glance it may seem that our heart beats are perfectly regular, but it’s not true. Just like any high-tech gadget our heart has a “sensitive sensor” — a pacemaker, which controls the amount of blood our body needs and the time of its release. This process is governed by the brain which monitors the state of our body by assessing its needs. That is why this index is called variability. And it is variability that can tell us what state our nervous system is in.

What did we do next?

We asked our friends to send us their server load data. It looked pretty similar.

Then we did a simple thing, we applied the algorithms that are used to assess people’s energy level to servers. What do you think happened next?

We were able to estimate HDD wear and tear with a 5% margin of error.

Let’s look at the details.

Rotational latency is the time that is needed to rotate the disk to bring the required sector under the read-write head. You can read more about it on Wikipedia.

If the disk fragmentation level is high its latency keeps changing. Fragmentation can be caused by many things, one of them is bad sectors. So if the rotational latency in the background mode has some evident periodicity (just like in human ECG) then the disk is not in a critical state. Continuing the analogy, a sprinter’s heart beat intervals during a run and a hard drive activity graph that shows hard drive performance in processing large amounts of small files will share a common trait — apparent rises (QRS complexes) per unit of time.

From theory to practice. Let’s remove noise from the original signal (the usual linear Fourier transform) and imagine that Figure 1 is a human cardiogram. Now let’s create a correspondence table for a person’s energy level, HDDs’ percentage of bad sectors and hard drives’ power-on time.

Person’s Energy Bad sectors Power On Time Count
1 80% 3% 2 months
2 67% 5% 1,5 years
3 30% 20% 3 years
4 14% 37% 4 years
5 1% 69% 5 years

Note: the first hard drive was bought second hand and its actual power-on time is in question. It may have been manually changed.

Development plans

  1. It is obvious that uneven RAID wear raises questions about both hard drives’ performance (RAID 0) and reliability (RAID 1). We are planning to create a new RAID-RR specification in which hard drives will wear out simultaneously! This RAID configuration will ensure that hard drives have the same lifespan which will be easy to predict.
  2. Developing a Zabbix plug-in to see HDD lifespan graphs.
  3. Applying the technology to analyse processor and video card lifespan.

We are planning to investigate the phenomenon more thoroughly. If you would like to participate in developing this technology, please, let us know in the comments to this post, we will contact you and discuss what to do next!

Pin It on Pinterest