Некоторые люди мечтают, чтобы ученые изобрели волшебные таблетки, которые позволят обходиться без сна вообще. Когда человек хочет успеть как можно больше, он забывает про потребность организма в восстановлении. Собственники бизнеса и увлеченные своей работой люди согласятся: такие понятия, как «выходные», «отпуск» у них исчезают. Они начинают относиться ко сну пренебрежительно. Три-четыре часа — и в бой.

Это отражается на здоровье, продуктивности и даже уровне счастья. Постоянный недосып похож на кредит с высокой процентной ставкой: вы берете его у своего организма. Почему так важно высыпаться, сколько нужно часов сна, как засыпать быстрее?

здоровый сон welltory

 

Сколько нужно часов сна, чтобы выспаться?

Исследования показали: люди, спящие менее 6 часов, чаще других склонны к ожирению, нервным расстройствам, курению и выпивке. Любопытно, что и переизбыток сна – более 9 часов в сутки – влияет также.

Существуют те, кому достаточно 4-5 часов — но маловероятно, что это о вас. Таких людей всего 5%. Известные примеры — Томас Эдисон (вот почему ему так хотелось лампочку изобрести), Наполеон Бонапарт. Некоторым требуется 10-11 часов сна — именно столько спал Альберт Эйнштейн.

Ученые считают, что для 95% людей от 18 до 65 лет оптимально спать 7-9 часов, для тех, кто старше 65 лет — 7-8 часов.

Все индивидуально, и вашу норму сна нужно найти. Даже если вы всегда считали, что 7 часов сна дают вам оптимальный заряд бодрости — может оказаться, что дополнительные 30 минут повысят продуктивность в течение дня на 10-15%. Нужно искать, сколько вам необходимо времени в кровати.

Чем вреден недостаток сна?

Хронический недосып опасен для здоровья:

  • Повышается уровень гормонов стресса и риск возникновения болезней сердца
  • Снижается концентрация, ухудшается память и работа мозга. Мозг быстрее стареет.
  • Падает настроение, появляется раздражительность
  • Снижается иммунитет, что увеличивает риск заболеваний. Вы легче простужаетесь.

welltory нарушения сна

Во время сна мозг восстанавливается, а полученная за день информация обрабатывается. Например, студенты с нормальным количеством сна лучше учатся.

Недосып накапливается. Человеку только кажется, что продуктивность не снижается. Это иллюзия – мозг хуже соображает, на умственный труд тратится больше времени. Грубо говоря, если вы постоянно не высыпаетесь – эффективным будет только физический однообразный труд, но не работа головой.

К тому же, днём усталый человек незаметно для себя начинает засыпать. И если на совещании это комично, но не страшно, то сон за рулём автомобиля – катастрофа.

Что происходит во время сна?

Сон делится на стадии:

  • Быстрый (парадоксальный) – в это время мы видим сны и легко просыпаемся
  • Медленный (глубокий) – в это время мозг и организм восстанавливаются

Фазы чередуются, время одного цикла примерно 90 минут. В среднем, за ночь человек проходит 5 циклов, те самые 7,5 – 8 рекомендуемых часов.

Если вы просыпаетесь во время быстрого сна, то легче встаете и чувствуете себя отдохнувшим. Умные будильники в гаджетах будят в это время. Пробуждение во время глубокого сна дается тяжелее, вы хотите поспать ещё, а энергии меньше.

Лайфхак – если мало времени на сон, проспите хотя бы один полный цикл длиной в 1.5 часа, это позволит продержаться днём. Только не злоупотребляйте часто таким способом. А если у вас всего один свободный час, лучше вздремните 15-20 минут, не погружаясь в глубокий сон — чтобы не чувствовать себя разбитым.

Процессы, происходящие во время каждого цикла, до сих пор изучаются. Принято считать, что важнее часы в фазе глубокого сна – в это время мышцы, организм и мозг восстанавливаются, синхронизируется работа всех органов.

Но и дремота необходима. Мозг продолжает обрабатывать зрительные образы, хотя очевидно, что глаза не могут быть их источником. Вероятно, в этой фазе осмысляются пережитые за день эмоции и упорядочиваются воспоминания. Это согласуется с идеей Фрейда о том, что сны имеют значение.

сны и фаза сна welltory

Например, у младенцев почти половину от нормы в 16 часов сна составляет быстрая фаза. Когда центральная нервная система созревает полностью, быстрый сон занимает около 1,5 часов за ночь – столько и у взрослого человека.

Если резюмировать: быстрый сон помогает психологическому здоровью, а глубокий восстанавливает организм.

Как заснуть быстро?

Это простые способы, которые подойдут при легком нарушении сна. Конечно, если у вас постоянная бессонница — нужно искать причины глубже. Попробуйте тариф «Превентивная забота»: вместе с врачами (сомнологом, неврологом, терапеветом) аналитик здоровья исследует ваше самочувствие и поможет нормализовать сон.

Примите мелатонин перед сном

Он продаётся в аптеке в таблетках. Для быстрого засыпания достаточно принять дозу в 1мг под язык, лёжа в кровати.

 Мелатонин – естественный гормон, контролирующий биологические часы тела. В норме его уровень повышается вечером, когда приходит время для сна.

Электрическое освещение, телевидение, экраны смартфона и ноутбука – всё это обманывает организм. Мозг думает, что еще день, и вырабатывает меньше мелатонина. С возрастом количество мелатонина снижается, появляется проблема с засыпанием и ночными пробуждениями.
мелатонин выработка от времени суток welltory

 

Но: частый приём таблеток снижает естественную выработку гормона. После большой дозы люди отмечают вялость на следующий день. Поэтому вариант подходит для редких случаев – при смене часовых поясов, усталости от перелёта или во время сильного стресса.

Отключите компьютер и уберите смартфон

За час до сна прекратите, наконец, смотреть в экран. Голубой свет влияет на выработку мелатонина. Информационный шум и серфинг в интернете не дают вам расслабиться. Лучше подведите итоги дня, похвалите себя — или книгу почитайте.

Не ужинайте за два-три часа до сна

Совет универсальный, зато работает. Если ложитесь спать с полным желудком — тяжело уснуть, еда плохо переваривается, излишки калорий прибавляют вес. Очень хочется есть? Позвольте себе что-то легкое.

Выгрузите голову от мыслей

Часто вечером в голове сплошная мыслемешалка. Есть 2 способа, как за 10 минут избавиться от навязчивых идей и воспоминаний. Очистите оперативную память!

  1. Напишите о них 
    Возьмите ручку, бумагу (да, всё по старинке) и запишите всё, что приходит в голову. Это может быть описание дня, или составление планов на завтра. Достаточно десяти минут, чтобы все навязчивые мысли перенести на бумагу.
  2. Помедитируйте
    Есть простая и эффективная методика, которую легко освоить. Сядьте в удобную позу. Можно и лечь, заснёте скорее. Держите спину прямо, закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании. Наблюдайте его: вдох – выдох. Концентрируйтесь, направьте всё внимание на этот процесс. В голове фоном будут крутиться мысли. Замечайте их, но возвращайтесь снова к дыханию. Позволяйте мыслям приходить и уходить, не затрагивая вас. Достаточно 10-15 минут. Такая короткая медитация помогает освободить голову и расслабиться. Через 2-3 недели у вас получится меньше отвлекаться — развивается навык концентрации.

 

медитация welltory

Медитацию рекомендуют: Пол Маккартни, Стив Джобс, Мадонна, Дэвид Линч, Чарльз Буковски, Мартин Скорсезе, Моби. Стоит попробовать!

Проветрите комнату

Если регулярно с трудом засыпаете, а просыпаетесь разбитым и усталым – причиной может быть закрытая форточка. Хотя концентрация воздуха в комнате кажется нормальной, на деле вы можете испытывать настоящее кислородное голодание. Чем больше углекислого газа в воздухе, тем выше кислотность крови  – а от этого все процессы в организме идут неправильно. Проветривайте помещение регулярно, и попробуйте оставлять на ночь форточку открытой. Лучше укрыться теплым одеялом, а спать в прохладной комнате.

Сон — это здоровье

Стресс, раздражительность, ухудшение памяти и внимания – только малые симптомы постоянного недосыпа. Сон влияет на все: на ваш уровень счастья и продуктивности, на достижение целей и мотивацию чего-либо достигать, на здоровье организма и слаженную работу всех органов.

Вы можете убедиться в этом на практике.

Проведите эксперимент: установите приложение Welltory и программу для учета продуктивности RescueTime. В течение двух-трех недель измеряйте количество сна, продуктивность за компьютером, запас сил и уровень стресса по утрам. Попробуйте спать по 6, 7 и 8 часов — а затем посмотрите на статистику в личном кабинете. Вы заметите, как меняется эффективность в течение дня и запас сил в зависимости от количества сна.

Pin It on Pinterest

Some people wish scientists invented a magic pill that would enable them to do without sleep at all. When a person wants to manage as many things as possible they often forget about their body’s need to recover. Business owners and people who are passionate about their work will agree: such notions as “weekends” and “vacations” simply disappear for them. They become dismissive of their sleep. Three or four hours, then back on track.

This affects people’s health, productivity and even their level of happiness. Constant lack of sleep is like a loan with a high interest rate, you take it out from your body. Why is it so important to get enough sleep, how many hours of sleep do we need and how to fall asleep quicker?

sleep welltory

How many hours do you need to get a good night’s sleep?

Studies have shown that people who sleep less than 6 hours a day are more often prone to obesity, nervous disorders, smoking and alcohol. It’s interesting that oversleeping — more than 9 hours a day — also has an impact.

There are those who need only 4-5 hours of sleep a day, but you are unlikely to be one of them. These people make up only 5% of the world’s population. Famous examples: Thomas Edison (that’s why he was so keen to invent the light bulb), Napoleon Bonaparte. Others need 10-11 hours of sleep. That’s how long Albert Einstein slept.

Scientist believe that 7-9 hours of sleep is preferable for 95% of people between the ages of 18 and 65. For those who are older than 65 the norm will be 7-8 hours.

It all depends on the person and you need to find out what your individual sleep needs are. Even if you have always thought that 7 hours of sleep give you a perfect energy boost, it might turn out that additional 30 minutes will increase your productivity during the day by 10-15%. You need to discover how much time you need to spend in bed.

How bad is lack of sleep?

Chronic sleep deprivation poses health risks:

  • Stress hormone levels go up and there is a higher risk of heart disease
  • Lack of sleep impairs concentration, memory and brain activity. The brain ages faster
  • You become moody and irritable
  • The immune system weakens which increases the risk of various diseases. You catch a cold easier.

sleep welltory

When you sleep your brain recovers, and the information that you received during the day is processed. For example, students who have healthy sleep study better.

Lack of sleep accumulates. It only seems that productivity doesn’t slow down. It’s an illusion – the brain starts to malfunction and brainwork requires more time. Roughly speaking, if you don’t get enough sleep on a regular basis, the only thing that you could do effectively is monotonous physical labour, but not mental activity.

Besides, a tired person doesn’t notice how they fall asleep. And while it could be funny (but not terrible) at a meeting, if you are behind the wheel — it would be a disaster.

What happens when we sleep?

Sleep consists of different stages:

  • REM (or paradoxical) sleep — during this stage we dream and can be awakened easily.
  • Slow-wave (or deep) sleep — during this stage the brain and the body recover.

The phases recur, each cycle is 90 minutes long. An average person passes through 5 cycles — the 7.5-8 hours of sleep that scientists recommend.

If you wake up during the REM phase you get up easier and feel refreshed. That’s when smart alarm clocks wake you up. Awakening during the deep sleep phase is harder, you want to sleep more and are less energetic.

Life hack: if you don’t have much time, sleep through at least one full cycle (1.5 hours). This will allow you to hold out during the day. But don’t do it too often. If you have only an hour of free time, it’s better to have a 15-20 minute nap without falling into the deep sleep phase so that you don’t feel exhausted later.

Processes that occur during every sleep cycle are still subject to research. It is commonly believed that deep sleep hours are more important. During that time your muscles, body and brain recover and all the organs sync up.

But slumber is important too. The brain continues to process visual imagery, but it’s obviously not the eyes that are its source. Presumably, during this phase the emotions experienced during the day are interpreted and memories harmonize. This is in line with Freud’s idea that dreams have meanings.

For example, almost half of newborn babies’ 16 hour sleep is the REM phase. When the central nervous system fully matures REM sleep takes up about 1.5 hours each night — same with adults.

To sum up: REM sleep is good for psychological health while deep sleep recovers the body.

How to fall asleep fast?

Here are some easy steps that will come in handy if you experience slight sleeping problems. If you have chronic insomnia you’ll need to search for it’s cause deeper, of course. Try out our Preventive care plan: together with doctors (somnologist, neurologists, therapist) our health analyst will examine your physical and mental state and will help you normalize your sleep schedule.

Take melatonin before you go to sleep

You can buy it in pharmacies in a tablet form. Taking 1 mg sub-lingually when you are already in bed is enough to fall asleep quickly.

Melatonin is a natural hormone which controls the body’s biological clock. In a healthy body its level goes up in the evening when it’s time to sleep.

Electric lighting, TV, smartphone and laptop displays — all this tricks the body. The brain thinks it’s still afternoon and produces less melatonin. With age the amount of melatonin decreases, people start having problems falling asleep and experience nocturnal awakenings.

melatonin sleep welltory

However: taking melatonin pills frequently decreases the amounts of the hormone that the body produces naturally. After taking a high dose of the drug people feel sleepy the next day. That’s why it’s only good in rare situations, such as jet lag or severe stress.

Turn your computer off and put your smartphone away

One hour before going to sleep, stop staring into the screen already. Blue light affects the amount of melatonin your body produces. Data noise and Internet surfing don’t let you relax. Better remember all the things you’ve accomplished during the day, pat yourself on the back or read a book.

Don’t eat for 3-4 hours before going to bed

It’s universal advice but it works. If you go to bed on a full stomach falling asleep is difficult, you don’t digest well and excess calories make you gain weight. You really want to eat? Allow yourself something light.

Clear your mind

In the evenings your mind is often a complete mental clutter. There are two ways to declutter your mind in 10 minutes. Free up your mental space!

Write about it

Take a piece of paper and a pen (yep, just like in the good old days) and write down everything that comes to your mind. It can be a description of your day or plans for tomorrow. 10 minutes is enough to transfer all your intrusive thoughts on paper.

Meditate

There is a simple and effective technique which is very easy to master. Find a comfortable sitting position. You can lie down if you want, you’ll fall asleep faster that way. Keep your back straight, close your eyes, focus on breathing. Be aware of it: breath in — breath out. Concentrate, focus all your attention on this process. You’ll have different thoughts rolling around in your head. Take notice of them, but get back to breathing. Let your thoughts come and go without affecting you. 10-15 minutes is enough. Such short meditation helps you clear your mind and relax. In 2-3 weeks’ time you’ll be less distracted, you will improve your concentration skills.

Paul McCartney, Steve Jobs, Madonna, David Lynch, Charles Bukowski, Martin Scorsese and Moby recommend meditating. It’s worth a try!

meditation for good sleep welltory

Ventilate your room

If you regularly find it hard to fall asleep and then wake up exhausted the reason might lie in the closed window. Even though the concentration of oxygen in your room may seem normal, in actuality you might be experiencing hypoxia. The more carbon dioxide there is in the air the higher the acidity of your blood is, which negatively affects all processes in your body. Ventilate your room regularly and try leaving the window open. It’s better to get under a warm blanket and sleep in a cool room.

Sleep is health

Stress, annoyance, memory and attention problems are all minor symptoms of constant sleep deprivation. Sleep is important for everything — your level of happiness and productivity, goal achieving and motivation, your health and normal functioning of your body.

Check the advices from the sleep experts – How Technology kills your Sleep and What you can do about it. 

And you can check it for yourself.

Do an experiment: install our Welltory app and a productivity program called RescueTime. During two or three weeks measure the amount of sleep you get, your productivity during working on the computer, your energy and stress levels in the morning. Try sleeping 6, 7 and 8 hours and then look up the statistics in your personal account. You will notice how your productivity and energy changes during the day depending on how much sleep you get.

Pin It on Pinterest